МКДОУ Бутурлиновский детский сад №4 - Страничка старшего воспитателя
Воскресенье, 21.07.2019, 12:24
Приветствую Вас, Гость

Страничка старшего воспитателя

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Одним из ключевых принципов организации сетевого взаимодействия ДОУ является принцип многообразия дошкольного образования при сохранении единства требований к его качеству.

 Формирование гражданского заказа.

В условиях каждого муниципалитета существуют специфические особенности конкретной демографической, кадровой, культурно-исторической экологической и социально-экономической ситуации, и, соответственно, специфический запрос по отношению к дошкольному образованию. При этом ситуация осложняется тем, что самими родителями дошкольное образование часто  понимается либо как необязательное, либо как подготовка к школьному образованию без учета специфики возраста, что препятствует полноценной формулировке гражданского заказа на образовательные услуги для дошкольников.

В этих условиях ориентация на гражданский заказ при создании сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, подразумевает информирование гражданского сообщества о возможностях дошкольного образования и спектре возможных услуг по его обеспечению, оформление гражданского заказа в ходе создания переговорных площадок на муниципальном уровне. Это позволит спроектировать сеть дошкольного образования в соответствии с реальными общественными потребностями.

Создание эффективной сети учреждений/организаций дошкольного образования  предполагает предварительное проведение региональных мониторинговых исследований образовательных потребностей местного сообщества. Такие исследования позволят проанализировать родительский запрос в отношении дошкольного образования, выявить образовательный уровень детей-дошкольников, посещающих и не посещающих детские сады, определить оптимальные условия продолжения их образования, в зависимости от их уровня актуального развития. Очевидно, что эти исследования должны носить активный характер – важнейшим их элементом является информирование родителей о возможностях сети, о появляющемся разнообразии форм получения дошкольного образования, о различиях образовательных программ, о родительском участии в финансировании дошкольного образования их детей. Такое информирование родителей – первый шаг со стороны профессионального сообщества к построению продуктивного диалога с родительским сообществом, результатом которого должен стать гражданский заказ в отношении дошкольного образования. Важным аспектом формирования гражданского заказа является формирование как в образовательном сообществе, так и в общественном мнении новых представлений о качестве образования дошкольников. Немаловажно участие представителей школьного педагогического сообщества в этом диалоге – ведь представление о том, что сформированность элементарных школьных навыков и знаний является основным показателем результативности дошкольного образования, разделяется значительной частью педагогов начального звена школы и транслируется ими родителям.

Таким образом, развитие в обществе современных представлений о содержании и формах современного дошкольного образования, развивающейся сети дошкольных образовательных учреждений/организаций, результативности дошкольного образования реализуется:

- через семинары и дискуссии в профессиональном сообществе, направленные на выработку единых представлений о результативности образования;

- через информирование граждан в средствах  массовой информации о перспективах развития сети дошкольных образовательных учреждений;

- через диалог экспертов – представителей образовательного сообщества и родителей, направленный на формулирование гражданского заказа к дошкольному образованию.

В этой работе помимо экспертов должны быть максимально вовлечены представители дошкольных образовательных учреждений/организаций, осуществляющих инновационные проекты, успешно реализующих различные образовательные программы, осваивающие и предлагающие новые организационные формы получения образования дошкольниками.

Создание и развитие сети дошкольных учреждений/организаций.

В условиях реализации гражданского заказа необходимыми требованиями к системе дошкольного образования становятся

  • вариативность, способность соответствовать различным образовательным потребностям, и в то же время
  • единство (системность) – способность обеспечить единый уровень качества образования для всех дошкольников.

Этим требованиям может отвечать сетевая структура системы дошкольного образования, включающая образовательные учреждения разного типа.

Создание сети образовательных институтов, реализующих программы дошкольного образования направлено на достижение следующих цели: обеспечить доступ к качественному дошкольному образованию максимальному количеству детей дошкольного образования, учитывая их образовательные потребности, способности, состояние здоровья и материальную обеспеченность семей.

Задачами организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений/организаций являются:

  • обеспечение высокого качества дошкольного образования
  • обеспечение многообразия организационных форм дошкольного образования, отражающих образовательные потребности граждан региона;
  • обеспечения содержательного многообразия дошкольного образования в регионе, учитывающего специфику, и ценности дошкольного детства;
  • объединение и оптимальное распределение материальных и кадровых ресурсов в сфере дошкольного образования;
  • обеспечение условий для развития сети дошкольного образования в регионе, ее способности соответствовать развивающимся образовательным потребностям граждан.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа.  На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования, оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям/организациям  соответствующей территории.

Необходимость вариативности дошкольного образования обусловлена двумя факторами:

  • многообразием детских образовательных потребностей, связанным с разным уровнем развития детей, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ высокого уровня сложности
  • развитием самого образовательного пространства, появлением инновационных проектов, различающихся как содержанием образования, так и формами работы с детьми.

В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами. Этот принцип может быть полноценно реализован только при условии соблюдения принципа единства требований, что потребует интенсивной работы по лицензированию и аккредитации различных типов образовательных учреждений, а также аттестации педагогов в соответствии с требованиями сети дошкольного образования.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих дошкольные образовательные программы, означает необходимость строить сеть таким образом, чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей, и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения, реализующие дошкольные образовательные программы. Задача развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными. В частности, сеть призвана ответить на запрос дошкольного образования относительно детей, имеющих особые образовательные потребности. Создание гибкой системы образовательных услуг (группы неполного дня при дошкольных учреждениях или школах и т.д.) позволит охватить дошкольным образованием значительное число детей, в противном случае лишенных необходимой подготовки к школьному обучению.

Таким образом, построение сети дошкольных образовательных учреждений/институтов предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

  • группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
  • группы надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;
  • группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении, или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования;
  • адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Реализация принципов многообразия и доступности в сети дошкольного образования делает необходимым принятие на региональном уровне нормативно-правовых актов, легитимизирующих и регулирующих появление и регламентирующих деятельность этих институтов. В нормативно-правовых актах должны быть описаны требования к их кадровому, ресурсному и материальному обеспечению. Очевидно, что в принимаемых нормативно-правовых документах должна учитываться специфика различных  организаций и институтов, что позволило бы им оптимально функционировать и развиваться. Многообразие организационных форм реализации дошкольного образования предполагает и различный статус институтов – государственное учреждение, автономное учреждение, автономная некоммерческая организация. На региональном уровне должны быть созданы нормативно-правовые условия перехода уже существующих ГУ в АУ и АНО.

Региональными нормативно-правовыми актами должно быть, также утверждено понятие дошкольной образовательной программы.

Должна быть также определена региональным актом стоимость дошкольной образовательной программы.

Появление многообразных форм получения дошкольного образования при введении нормативно-подушевого финансирования делает необходимым четкое разделение стоимости содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении/организации и стоимости образовательной программы. При этом очевидно, что размер стоимости образовательной программы определит темпы развития многообразных форм получения дошкольного образования в сети.

Определение стоимости дошкольного образования является сложным, но необходимым действием. На его основе в регионе могут быть установлены различия в стоимости различных программ дошкольного образования, исходя из их результативности и региональных приоритетов, может быть определена стоимость реализации программы «не в полном объеме». В условиях многообразной сети дошкольного образования неизбежно возникнут ситуации, в которых ребенок будет получать образование не в одном, а в нескольких  дошкольных учреждениях/организациях. В этой ситуации возможны различные модели распределения стоимости образовательной программы:

  • в условиях сетевого взаимодействия учреждения\организации могут «взаимозачитывать» освоение какой-либо части образовательной программы детьми в организации-партнере;
  • средства могут распределяться между учреждениями/организациями в соответствии с «весом» частей образовательной программы, полученных в каждом из этих институтов;
  • родители должны выбрать один образовательный институт, в котором их ребенок будет получать «основное» дошкольное образование, и которому будет оплачена полная стоимость образовательной программы. Образование, получаемое этим же ребенком в других образовательным институтом считается дополнительным и оплачивается из родительских средств.

Процедура определения стоимости программ дошкольного образования устанавливается на региональном уровне.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети. На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т.д. Очевидно, что в этой ситуации возрастает роль создаваемых ресурсных центров, задачей которых является методическое, психологическое обеспечение работы с дошкольниками и их родителями. Необходимо создание на региональном уровне нормативных актов и методических рекомендаций, регламентирующих работу специалистов в ресурсных центрах дошкольного образования.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Развитие системы переподготовки и повышения квалификации в сети дошкольного образования.

Построение сети дошкольных образовательных институтов/организаций предъявляет новые требования к системе переподготовки кадров для дошкольного образования.

Система переподготовки кадров должна быть ориентирована на:

  • переподготовку педагогов, не имеющих профессионального образования по специальности «дошкольная педагогика».

Появление новых организационных форм в сети дошкольного образования, организация дошкольных групп при школах приводят к вовлечению в сферу дошкольного образования людей, не имеющих специального образования. Переподготовка педагогов должна быть направлена на изучение специфики дошкольного возраста, возможностей амплификации детского развития, основных принципов дошкольного образования.

  • освоение различных образовательных программ, в том числе инновационных

Принцип многообразия и ориентации на гражданский заказ к дошкольному образованию, стремление вовлечь в дошкольное образование как можно большее количество детей предполагает наличие в сети различных образовательных программ. Система переподготовки кадров должна предоставлять возможность дошкольным педагогам овладевать как разнообразными программами дошкольного образования, традиционно  реализуемыми  в детских садах, так и инновационными образовательными программами для дошкольников.

  • переподготовку психологов для сети дошкольного образования.

Развитие сети дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной психологической службе. Качество психологических измерений, ведение карт наблюдений, в которых фиксируется динамика детских достижений являются важным параметром оценки качества образования.

  • переподготовку руководителей дошкольных образовательных учреждений/организаций, региональных и муниципальных органов управления образованием к управленческой деятельности в условиях сети, к возможности перехода в статус АНО

Управленческая деятельность в условиях сетевого взаимодействия, развития горизонтальных связей между образовательными институтами, руководство АНО существенно отличаются от существующей на сегодняшний день системы управления в дошкольном образовании. В условиях развития сети дошкольного образования создание и реализация специальных образовательных программ для управленцев различного уровня приобретает особое значение.

  • переподготовка методистов дошкольного образования к работе в условиях сети.

Переход к сетевому принципу организации дошкольного образования предполагает объединение методических усилий и развитие системы методической поддержки новых организационных форм  в системе дошкольного образования. Программы повышения квалификации  для методистов направлены на развитие средств взаимного обогащения, предъявления собственного опыта, способности отнестись в к чужому опыту с собственной содержательной позиции.

При организации системы повышения квалификации в сети дошкольного образования целесообразно опираться на потенциал инновационных образовательных учреждений и создаваемых ресурсных центров.

Необходимым условием введения системы стимулирующих выплат является определение на региональном уровне критериев качества дошкольного образования,  которые могут быть основанием для установления размеров стимулирующих выплат дошкольных педагогов и управленцев.

Предполагается, что в условиях сетевой организации системы дошкольного образования в базовой и стимулирующих частях заработной платы специалиста учитываются все виды его деятельности и  достижения в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных институтов.